Самаритяне (Хранители, Шаммарим)

Отдаленная ветвь архаичного иудаизма. Поддерживается крайне малочисленной (не более 1000 человек на конец XX века) группой самаритян, проживающих вблизи Наблуса. Секта сформировалась как самостоятельное течение в V - III вв. до н.э. после возвращения евреев из Вавилонского плена.

Основное разногласие между самаритянами и иудеями, приведшее к вражде, заключается в возникшем в IV в. н.э. споре по поводу места, выбранного Моисеем для строительства Храма. Иудеи придерживаются мнения, что речь идет о горе Мориа в Иерусалиме, самаритяне - о горе Гаризим вблизи Наблуса.

Самаритяне считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше и единственными аутентичными хранителями Завета. Из книг Ветхого завета они признают только Пятикнижие и книгу Иисуса Навина. Книги пророков и Талмуд отвергаются. Самаритяне имеют собственный календарь. Между собой они общаются на древнем арамейском диалекте, а в быту - на арабском языке. Сохранена особая самаритянская письменность, являющаяся единственной сохранившейся на земле формой финикийского письма.

Самаритяне признают субботу и иудейские ритуалы приема пищи. Сохранен ритуал жертвенного умерщвления животных. В большинстве случаев запрещается есть мясо. Пасха празднуется на священной горе Гаризим, где приносится в жертву семь ягнят. Имеется институт священства и статус первосвященника, который, как считается, унаследован непосредственно от библейского Аарона. Сохранена древняя специфика религиозной одежды.

До середины XX века в быту практиковалась строгая эндогамия, лишь в последнее время разрешены браки с чистокровными евреями при условии принятия последними самаритянских догм и норм. Государство Израиль не считает самаритян евреями, но разрешает их репатриацию в Израиль.

В I в.н.э. численность самаритян достигала нескольких сот тысяч человек, расселившихся по всему Восточному Средиземноморью. В 1880 г. численность секты снизилась до 160 человек, проживающих на склонах горы Гаризим. К концу XX в. численность секты увеличилась до 500 человек.