Хасидизм
Мистическое течение в иудаизме. Возникло в Польше в XVIII в., под влиянием протеста против формализма раввинов. Вдохновителем течения стал Исраэль бен Элиэзер (Бешт), который на основе Каббалы создал собственный вариант иудаизма.
Исторически термин "хасид" применялся в отношении иудеев, которые во II в. н.э. противостояли распространяющемуся христианству.
Согласно учению хасидов, Бог добр по своей природе, а человек является центром творения. По Бешту, набожность более важна для человека, чем образованность. Вероучение хасидов основано на Торе с большим количеством мистических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, песни и танцы.
Хасиды придерживаются крайне ортодоксальных и устаревших взглядов и обычаев, преимущественно в быту. Особенно это касается отношения к женщинам, которые обязаны стричься наголо, носить парики, не могут украшать себя, не могут полностью раздеваться даже при муже, им запрещено принимать пищу за одним столом с мужчинами.
Бешт быстро развил свое учение, несмотря на сопротивление раввинов. В движение хасидов включились различные каббалистические кружки. Хасиды заменили традиционный кагал на принцип верности конкретному учителю, и назвали своей важнейшей миссией распространение хасидизма. В то же время во времена Бешта хасидизм не был единым учением, а представлял собой разрозненные группы, независимые и не подчиняющиеся Бешту, а лишь признающие его авторитетом. Духовный наследник Бешта, Дов Бер, сплотил движение и объединил его в единое целое. В 1778 г. была основана первая хасидская община за пределами Европы. К середине 30-х годов 20 века в Восточной Европе было несколько миллионов хасидов.
Одно из ответвлений хасидизма - хабад, или любавические хасиды. В отличие от ортодоксальных хасидов, ограничивающих связи с окружающим миром до минимума, хабад озабочены духовным благополучием всех людей, евреев и неевреев.
В конечном итоге хасидизм пришел к компромиссу с ортодоксальным иудаизмом. Будучи первоначально сектантским течением, хасидизм в результате стал оплотом иудейской ортодоксии в современном мире. В настоящее время число приверженцев хасидизма незначительно, но они традиционно имеют большое влияние в политике Израиля.