Мутазилиты
От араб. "отделившиеся". Раннеисламское еретическое течение, вышедшее из среды мутакаллимов и близкое к кадаритам. Возникло в эпоху правления Омейядов (661-750) и получило официальную поддержку при Аббасидском халифате в первой половине IX в., став основой государственного вероисповедания. Согласно легенде, мутазилиты получили свое название из-за отделения от группы исламского философа аль-Басри. Основатель мутазилизма - ученик аль-Басри, Васил ибн Ата.
Мутазилиты придерживались идеи свободы воли человека на основе принципа божественной справедливости и приоритете разума над верой. Аллах дал человеку лишь способности к совершению поступков, а человек сам выбирает, каким образом эти способности приложить к реальности. В отличие от кадаритов, мутазилиты не отвергали наличие определенной связи между волей бога и волей человека.
Согласно мутазилитам, любое убеждение должно быть предварительно подвергнуто сомнению в его истинности, а затем доказало путем логических выводов.
Философия мутазилитов базировалась на традициях Аристотеля и неоплатонизма. Догматика мутазилитов формировалась в философских спорах, результатом которых стало создание ряда школ и философских кружков.
В начале IX в. мутазилиты выработали пять основных положений своего учения, названных ими "корнями": признание божественной справедливости, предполагающее свободу человеческой воли, единобожие, "обещание и угроза" (рай для покорных Аллаху и ад для непокорных), "промежуточное состояние" (выход мусульманина, совершившего тяжкое преступление, из числа верующих и нахождение его в промежуточном состоянии между верой и неверием) и "повеление одобряемого и запрещение порицаемого" (обязанность правоверного мусульманина способствовать любыми силами торжеству добра и попранию зла).
Разработанная мутазилитами концепция разума стала основой двух иудаистских течений - ортодоксальных раббанитов и караимов, отрицавших авторитет Талмуда и традицию раввинистических толкований, допускавших возможность самостоятельной интерпретации священных писаний.
Мутазилиты занимались широкой пропагандой своего учения, для чего рассылали эмиссаров в Армению, Йемен, Магриб, Хорасан. Мутазилиты занимали активную анти-омейядскую позицию и активно способствовали падению Омейядского халифата.
Начиная с 847 г., с возвращением идей суннизма в официальный ислам, мутазилиты были подвергнуты гонениям, однако не исчезли, а продолжали развиваться. Основные школы мутазилизма сложились в Багдаде и Басре.