Апокалипсис (Откровение св.Иоанна Богослова)

I

В обще-библейском понимании - любое откровение, пророчество, как правило, о судьбе избранного народа. Изучением откровений и пророчеств в аспекте их отношений к избранному народу занимается апокалиптика.

Первым апокалипсисом является Книга пророка Даниила. Важными апокалипсисами являются Книги Еноха, Варуха, Ездры, книги Сивиллы.
II

В христианском каноне завершающая книга Нового завета. Основная часть Апокалипсиса написана, очевидно, на острове Патмос с середины 68 до начала 69 года Иоанном Богословом. Ряд добавлений относится к 95-96 гг.

Основное содержание книги - пророчества и видения будущего, открывшиеся автору через бога. Согласно Апокалипсису, человечество ожидает период бедствий, голода, болезней, после которых произойдет битва между армией Сатаны и небесным воинством во главе с мессией. Христианская церковь однозначно идентифицирует апокалиптического мессию с Иисусом Христом, хотя в тексте Апокалипсиса он выступает как "агнец" и его облик не отождествляется с принятым церковью обликом Христа.

В результате последней решительной битвы (Армагеддона) небесное воинство одержит победу, что будет сопровождаться воскресением святых мучеников, которые войдут в тысячелетнее царство божье. Армагеддон ознаменует конец земной истории. После этого произойдет воскресение всех когда-либо живших людей, которые предстанут перед божьим судом.

Апокалипсис отражает антиримские настроения ранних христиан. Будучи хронологически самым ранним катоническим христианским текстом, Апокалипсис отражает начальный этап формирования вероучения. В нем отсутствует евангелическая мораль и преобладает дух социального протеста.

С превращением христианства в государственную религию многие идеи Апокалипсиса были объявлены еретическими, а сам текст было запрещено использовать в церковной практике. Интерес к Апокалипсису оживился в период Реформации, и многие его идеи были взяты на вооружение протестантами.

В бытовом значении Апокалипсис - Конец света, Страшный суд.

Текст Апокалипсиса