Пейотизм

Синкретическое религиозное течение гедонистской ориентации. Сформировалось в среде индейцев юта, навахо, команчей (нумунуу) и шайеннов (дзи-тсис-тас) в 1890 г.

В основе вероучения пеойтизма лежит положение о коренном различии белых и индейцев. Считается, что миром правит некий трансцендентальный бог, символом которого считается пейотль. В вероучении присутствуют некоторые христианские элементы: почитание Христа, признание Троицы, исполнение христианских заповедей.

Приверженцы течения стремятся к самосовершенствованию путем изменения душевного состояния человека. В основе культа лежит традиционное потребление пейотля (жевание или курение) в качестве психотропного и наркотического средства для введения человека в транс, подобный медитативному. Пейотль считается средством общения с богом.

Пейотистские церемонии являются массовыми и устраиваются с целью благословения детей, излечения недугов, предотвращения катастроф, а также по случаю христианских праздников. В качестве предметов культа употребляются украшения: бусы, перья и кости орла, декорированные жезлы, а также табак и сигареты. Распространены украшения в форме полумесяца, символизирующие дорогу жизни, проложенную богом-пейотлем для индейцев.

Церемонии проводятся в "хоганах" - традиционных полуподземныъ жилищах индейцев навахо. В центре помещения возжигается священный огонь, культовые предметы раскладываются по сторонам света. Церемония начинается в полночь и заканчивается в полдень. Ритуал включает молитвенные обращения к богу-пейотлю под аккомпанемент барабана, пение, ритуальные танцы по кругу, курение пейотля, утреннее омовение и ритуальную утреннюю трапезу.

Вождь пейотля, возглавляющий церемонию, считается посредником в общении с богом. Вторую роль в церемонии занимает женщина "солнечный восход", которая рассматривается как символ матери-Земли. В качестве жертвенных даров используются вода, зерно, фрукты, мясо без костей и другие продукты, которые были свойственны традиционной индейской культуре до прихода белых.

Антисоциальные последствия массового употребления пейотля в качестве наркотика вызвали появление оппозиции внутри течения, в том числе и антипейотистское движение.

В 1970 г. в среде индейцев навахо образована пейотистская церковь - Туземная американская церковь.

Число приверженцев пейотизма на конец XX в. превышало 250 тысяч человек, преимущественно этнических индейцев.