Кимбангизм (Кибангизм, Кимбангу, Церковь Христа на Земле)
Афрохристианская синкретическая секта пятидесятнического происхождения. Основана 6 апреля 1921 г. в Бельгийском Конго бывшим баптистским проповедником Симоном Кимбангу после услышанного им призыва бога и полученного дара целительства. Относится, как и все ее ответвления, к мессианским афрохристианским сектам.
Вероучение кимбангу основано на Библии и одновременно включает элементы местных традиционных верований. Основные догматы христианства - учение о Троице, воскресение Христа, искупление им грехов людей - признаются без изменений. Симон Кимбангу считается мессией и пророком, который, выполнив свою земную функцию, вознесся на небо. Несмотря на использования элементов местных верований, собственно к местным верованиям кимбангу относятся враждебно и призывают своих последователей отказаться от их использования.
Чернокожие африканцы объявлены божьими избранниками, которые после свержения власти белых будут жить в царстве добра и справедливости. Начало царства добра должно ознаменовать воскрешение предков. Культ предков процветает. Считается, что могилы предков следует оберегать и украшать, так как предки могут оказывать помощь живым. Кимбангу верят в существование злых духов, борьбе с которыми посвящено много ритуалов.
Культ кимбангу близок к общепротестантскому. Богослужения проводятся несколько раз в неделю, на них поются псалмы, читаются молитвы и тексты из Библии. При богослужениях используется традиционная музыка. Таинства не признаются. Большое значение имеет паломничество на родину Симона Кимбангу, в селение Нкаба, которое именуется Новым Иерусалимом.
После смерти Симона Кимбангу секту возглавили его сыновья, которые также считаются "спасителями". Ниже спасителей в кимбангийской иерархии находятся апостолы, которые, как считается, способны различать злых и добрых духов и общаться с ними. Апостолы занимаются проведением служб.
От кимбангу отделилось несколько сект, имеющих, как правило, более радикальные доктрины. Основой противоречий внутри кимбангийских сект в основном является вопрос, считать Симона Кимбангу единственным или только первым пророком. Наиболее известными из кимбангийских сект являются мацуаизм, мпандизм, тонзи. После образования радикальных сект ортодоксальный кимбангизм во многом смягчил положения, касающиеся отношения к белым.
Кимбангизм входит в Всемирный совет церквей. Общее число последователей кимбангу - около 6 миллионов, преимущественно в Республике Конго (Заир), существенно меньше - в других африканских странах.