Донатизм

Христианское течение, сформировалось в 312 г. в форме религиозно-политической партии. Под влиянием гонений Диоклетиана на христиан церковь переориентировалась на тесный контакт с государственной властью и начала терпимее относиться к отступникам от веры, подвергшимся гонениям. Донатисты выступили против этих новшеств, исповедуя культ мучеников, требуя чистоты церкви и святости всех ее членов. Всяческое общение с грешниками или людьми, находящимися в церковном общении с ними, они считали смертельной заразой и всячески избегали общения с ними.

Донатисты признавали действительность таинства зависящей от нравственного поведения священнослужителя. Проповедовалось полное отделение церкви от государства.

Донатисты демонстративно отказывались от выдачи священных книг по требованию светских властей. Возражения епископа карфагенского Менсурия против чрезмерной активности донатистов привели к расколу карфагенской церкви на две иерархии. Первую возглавил ставленник Менсурия, епископ Цецилиан. Во главе второй встал епископ Майорин, а после его смерти - Донат, епископ Нумидийский. Донатисты считали посвящение Цецилиана в сан епископа Карфагенского недействительным, так как он был рукоположен Феликсом, виновным в измене церкви во время гонений.

В 313 г. Константин Великий пообещал африканской церкви покровительство. До 348 г. донатисты не преследовались ни гражданскими, ни церковными властями. В этот период они проводили свою деятельность в христианских провинциях Северной Африки и к 330 г. имели 172 епископов.

В 345 г. донатисты объединились с циркумцеллионами, в результате чего течение резко активизировало свою деятельность. Донатисты грабили и убивали богатых и духовенство, освобождали рабов. В ответ на это, в 348 г. по приказу императора Константа, во главе африканской церкви был поставлен Целилиан, церкви донатистов были закрыты. Донат был низложен, изгнан и умер в ссылке.

В 361 г., с воцарением Юлиана, который для борьбы с христианской церковью выбрал путь поддержки ересей и расколов, донатистам разрешили вернуться и открыть свои церкви. С 363 г., после смерти Юлиана, против донатистов опять начались гонения. В этот период внутри донатизма начинаются разногласия, приведшие к появлению нескольких течений - рогатистов, урбанистов, клавдиан.

Серьезный раскол в среде донатистов произвел раздор между епископом карфагенским Примианом и его диаконом Максимианом. Часть донатистов постановило низложить Примиана и заменить его Максимианом, но большинство не согласилось с этим решением, что привело к продолжительным разногласиям.

С 395 г. против донатистов выступил св.Августин, доказывая спасающую силу церкви вне зависимости от святости, личной веры и нравственных качеств ее членов.

В 405 г. собор в Карфагене просил императора Гонория издать против донатистов уголовные законы. В 409 г. Гонорий издал указ о веротерпимости, однако под давлением церкви отменил его. В 411 г. в Карфагене был собран специальный собор, на котором участвовали 286 ортодоксальных и 280 донатистских епископов под контролем императорских представителей. Результатом собора стала победа церкви над донатистами. В 414 г. донатисты были лишены гражданских прав, в 415 г. им под страхом смертной казни было запрещено собираться для богослужений.

Тем не менее донатисты существовали до VII в., вплоть до захвата Африки сарацинами.