Общие (Акинфьевцы)

Секта молоканского происхождения. Основана в 30-е годы XIX века крестьянином Михаилом Акинфьевичем Поповым.

По религиозным убеждениям общие близки к молоканам, но резко расходятся с ними во взглядах на личную собственность.

Вероучение секты основано на раннехристианских идеалах, идее обобществления средств производства, коммунистических принципах распределения благ. Первоначально общие полностью отказались от частной собственности, однако вскоре вернулись к ней, сохранив частичную общинную собственность. Внутри секты существовала трудовая и духовная иерархия. Приверженцы секты обязаны отдавать в общую кассу в пользу неимущих десятую часть всех своих доходов.

Общие отказались от свободного толкования Евангелия.

Всеми делами общины "общих" управляют 12 апостолов и казначей. Во главе двенадцати апостолов стоит "судья", в руках которого сосредоточен надзор за апостолами.

Каждая община "общих" представляет собой отдельную слободу, все дома в которой строятся исключительно "всем миром". Все доходы и имущество принадлежит общему братскому союзу. В слободе существует единая денежная касса, общее стадо, единое хлебопашество. Все сельскохозяйственные и общинные работы производятся по нарядам общинных чинов и распорядителей.

Общие подвергались серьезным преследованиям со стороны церкви и светских властей. Попов и все его окружение были сосланы в Ленкорань близ Баку, где развернули новую коммуну и совместную школу. В 1844 г. Попов и активисты общины заключены в Шемахинский острог. В конце 1854 г. по приговору суда Попов и его ближайшие соратники были сосланы в Минусинский уезд Енисейской губернии, где была развернута новая коммуна. В 1867 г. Попову было разрешено вернуться в Ленкорань.

Уже с начала 40-х годов XIX в. в среде общих стали нарастать внутренние противоречия, вызванные тем, что верхушка секты начала присваивать результаты общественного труда и обогащаться за счет рядовых сектантов. В результате этих противоречий и непрекращающихся преследований во второй половине XIX в. коммуны общих практически исчезли. Лишь незначительные представители этой секты дожили до нашего времени (данные на конец XX в.).