Разделение церквей
Разделение христианской церкви на Западную и Восточную. Официально произошло в 1054 г., когда папа Лев IX и константинопольский патриарх Керуларий предали друг друга анафеме. Однако реальное разделение двух основных течений христианства началось существенно раньше.
В конце IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, что привело к образованию двух религиозных центров: в Риме и в Константинополе. К VII в. между приверженцами этих религиозных областей проявились существенные расхождения в догматике, обрядах и церковной организации. К религиозным мотивам присоединились глубокие социальные, экономические и политические противоречия между западноевропейскими и византийскими феодалами, а также борьба за церковные доходы и влияние.
Серьезный конфликт Рима и Константинополя назрел уже при папе Бенедикте III (855-858 гг.). Папа Николай I продолжил политику Бенедикта III по укреплению власти папы в Константинополе. Вступившись за низложенного константинопольского патриарха Игнатия, он выслал в Константинополь посольство для расследования назначения на патриарший престол про-константинопольского патриарха Фотия.
На Римском соборе 863 г. папа Николай I отлучил Фотия от церкви, что было проигнорировано Византией. Следующим этапом конфликта стал спор о болгарском патриархате, на управление которым претендовали как папа, так и константинопольский патриарх. В результате этого конфликта Николай I, вставший в крайне радикальную позицию полного подчинения Болгарии папе, был отлучен от церкви на Константинопольском соборе 867 г., что ознаменовало фактическое начало разделения церквей.
Во второй половине IX в. противоречия еще более обострились, добавив к спорам о власти богословские споры о филиокве.
После формального разделения церквей Западная церковь, за исключением нескольких деноминаций, осталась под управлением папы римского, Восточная продолжила дробление на более мелкие церкви.
Некоторые деноминации Восточной церкви неоднократно пытались делать шаги к объединению с Западной церковью. В результате подобных попыток сформировались так называемые униатские церкви.
В 1965 г. на II Ватиканском соборе папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор I заявили о своем решении предать забвению раскол 1054 г. Однако ряд православных церквей, в том числе и Русская православная церковь, не приняли это решение.