Тяньтай-цзун (Школа лотосовой сутры)
Китайская школа буддизма Махаяна. Основана монахом Чжии в период китайской династии Суй в VI веке.
Название школы произошло от горы Тяньтай в современной провинции Чжэцзян.
Основная линия передачи школы ведется от Нагарджуны и китайских монахов Хуйвэня и Хуйси - учителей Чжии. Появление школы Тяньтай привело к упорядочению китайского буддизма, так как в этой школе собраны воедино и увязаны в единую систему разные воззрения буддистов того времени. Философия школы базируется на учении махаяны о "пустоте", объединяя индийскую философию мадхьямики c китайским учением о татхагатагарбхе.
Две важнейшие идеи Тяньтай: доктрина "в одном акте сознания - три тысячи миров" и концепция "единого ума". Школа тяньтай утверждает, что природой Будды наделены не только живые существа, но и вещи, "неживая природа".
Важным аспектом школы является теория тройственной истины.
Первая истина: поскольку любое явление причинно обусловлено, оно лишено самобытия и фактически бессущностно, будучи своего рода проявлением той совокупности причин и условий, которые ее породили.
Вторая истина (истина о ложном, или условная истина): все явления лишены истинной сущности, неизменной и постоянной основы и поэтому подобны иллюзорным образам или порождениям фантазии.
Третья истина (истина срединного пути): в действительности все явления наделены одной и той же "дхармовой природой", не рождаются и не гибнут, будучи вечными проявлениями вечного Будды.
Чжии провел классификацию буддийских книг Никаи и Махаяны по пяти периодам, выделив восемь типов учения. Он оперировал понятием упая - искусных приемов для объяснения буддийских истин начинающим.
К началу X века школа начала терять свое значение. На ее основе в Японии была создана школа Тэндай-сю.