Кугу-сорта (Чи-мари)
Синкретическая секта, объединившая традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия. Возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещеных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.
В отличие от традиционного культового кровавого жертвоприношения, сектанты производят жертвоприношения в виде сжигания хлеба. Название секты происходит от использования при богослужениях большой свечи, весом в 15-20 кг., называемой "кугу-сорта", с несколькими конопляными фитилями. Эта свеча зажигается только во время торжественных служб или стихийных бедствий. В обычных богослужениях употребляются также большие, но меньшего веса свечи, с конопляными фитилями для обычных служб и с соломенными - для молений перед посевом ржи. Языческие элементы прослеживаются также и в том, что малые свечи во время богослужения ставятся в деревянные липовые чашки, наполненные разным зерном, в зависимости от сорта, произрастающего в данной местности.
Кугу-сорта почитают как христианских святых, так и верховное марийской божество Кугу Юмо и пантеон младших божеств - неба, воды, жизни и т.д. Существует представление о злом божестве Кереметь. Считается, что у каждого приверженца секты существует три ангела-хранителя - один над головой и по одному за каждым плечом. Ветхий завет, ветхозаветная космогония, миф о первых людях и их грехопадении признаются. В то же время в среде кугу-сорта существует учение о "77 верах", состоящее в том, что бог создал для каждого народа особую веру и марийцы должны исповедовать не татарскую (мусульманскую) и не русскую (православную), а собственную веру. Таким образом, хотя де-факто секта кугу-сорта и имеет христианские (в том числе) корни, сами приверженцы секты этого не признают.
Наряду с традиционными православными праздниками кугу-сорта почитают пятницу и отмечают некоторый национальные марийские праздники.
Прием в секту производится через своеобразное крещение, заключающееся в девятикратном окачивании холодной ключевой водой. При этом читаются своеобразные молитвы, сформированные из языческих заклинаний.
Кугу-сорта производят и нетрадиционное причастие, состоящее из забродившего меда (щербы) и овсяные хлебцы, приготовленные из муки, толченой в деревянной ступке. Для причастия используется большой стол, покрытый конопляной скатертью, на которую ставится небольшой столик, сплетенный из травы.
Огонь, требуемый для богослужения, каждый раз добывается трением двух липовых палочек. Вместо пения при богослужении используются гусли, вместо колокола - барабан. Во время богослужения сектанты одеваются в белые конопляные рубахи и штаны, а также используются берестяные ножи. Богослужение завершается трапезой, которая готовится на месте богослужения. Часто богослужения проводятся не в домах, а в особых священных рощах. В этом случае трапеза не готовится, а приносится с собой.
Кугу-сорта стремятся жить натуральным хозяйством, избегая приобретать и использовать посторонние продукты: чай, сахар, соль, спички, керосин и т.д.
В XIX в. кугу-сорта воспринималась светскими и духовными властями как "вредная секта". В 1893 г. руководители секты и наиболее активные ее приверженцы были административным порядком сосланы в Сибирь и освобождены по амнистии в 1896 г. с запретом селиться в Вятской губернии. В 1905 г., в связи с явным ослаблением деятельности секты и опубликованием закона о веротерпимости, руководству секты разрешили вернуться на родину.
Секта активно действовала до 1917 г. В советское время сектанты подвергались преследованиям со стороны светских властей. К концу XX в. практически все общины секты слились с "Марла вера".