Ашариты

Исламское течение, близкое к джабаритам и адаптировавшее идеи мутакаллимов к суннизму в попытке легализации калама. Основано в начале X в. Абу-ль Хасаном аль-Ашари.

Согласно разработанной аль-Ашари концепции "приобретения поступков", Аллах является творцом человеческих поступков, но человек способен "приобретать" хороший или плохой поступок, за что и несет ответственность перед Аллахом. При этом какая-либо роль человека в "приобретении" поступка отсутствует, так как сам факт "приобретения" также является творением Аллаха. Таким образом, ашариты в вопросе о свободе воли занимали промежуточную позицию между догматиками ислама и их оппонентами в лице мутакаллимов.

Ашариты утверждали приоритет разума над религиозной традицией и отрицали безоговорочное следование авторитетам. Вместе с тем они соблюдали осторожность в теоретических спорах с консервативными исламскими богословами. Ашариты отрицали смысловую сотворенность Корана, считая, что сущность его пребывает в боге, и признавали сотворенность словесной формулировки Корана, который вследствие этого может толковаться символически и аллегорически. Признавалась извечность таких божественных атрибутов, как органы чувств, в телесном, а не аллегорическом значении, однако отрицался прямой антропоморфизм.

Ашариты считали, что пребывание мусульманина в аду может быть временным, в то время как неверные будут испытывать вечные адские муки.

Занимая срединную позицию, ашариты прямо противопоставляли себя мутазилитам, подчеркивая свое отрицание крайних положений калама.