404 Not Found

Not Found

The requested URL /system/ex_w.htm was not found on this server.

Сенсуализм

Франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.
Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистические и идеалистические направления сенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в сенсуализм Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического сенсуализма была сформулирована Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоицизмом, к которому (как и к Аристотелю) восходит классическая формула сенсуализма: "нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах".
Видными представителями материалистического сенсуализма в XVII в. являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из основных положений сенсуализма, предпринял попытку вывести из чувств, опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локковского сенсуализм была использована Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеческого сознания, т.е. интерпретировал сенсуализм идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический сенсуализм не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех "идей" человеческого духа. Сенсуализм Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии XIX-XX вв., как позитивизм и неопозитивизм.
Виднейшими представителями материалистического сенсуализма были французские материалисты XVIII в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская тенденция. Материалистический сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в немецкой философии конца XVIII - нач. XIX вв., утверждал непосредственную достоверность чувств, познания. Однако сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.


Разработка сайта - Дмитрий Таевский :: Все права защищены :: Любое воспроизводство представленной информации - только с разрешения автора
Rambler's
Top100