404 Not Found
Not Found
The requested URL /system/ex_w.htm was not found on this server.
Сенсуализм
Франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение -
направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной
формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм
стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.
Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным
источником достоверного знания.
В истории философии сформировались противостоящие друг другу
материалистические и идеалистические направления сенсуализма.
Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека
связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств -
отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной
деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в
сенсуализм Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным
источником знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям
данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних
вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического
сенсуализма была сформулирована Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий
в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего
в сознании при определенных условиях, был разработан стоицизмом, к которому
(как и к Аристотелю) восходит классическая формула сенсуализма: "нет ничего в
разуме, чего прежде не было бы в чувствах".
Видными представителями материалистического сенсуализма в XVII в. являлись
Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из основных положений сенсуализма,
предпринял попытку вывести из чувств, опыта всё содержание человеческого
сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от
опыта. Непоследовательность локковского сенсуализм была использована Беркли,
который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи")
как достояние только человеческого сознания, т.е. интерпретировал сенсуализм
идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический сенсуализм не
выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого,
согласно Беркли, определяет возникновение всех "идей" человеческого духа.
Сенсуализм Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического
феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии XIX-XX вв.,
как позитивизм и неопозитивизм.
Виднейшими представителями материалистического сенсуализма были французские
материалисты XVIII в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах, которые связывали
ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. В
созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская
тенденция. Материалистический сенсуализм Фейербаха в противоположность
умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в немецкой философии
конца XVIII - нач. XIX вв., утверждал непосредственную достоверность чувств,
познания. Однако сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал
ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.
Разработка сайта - Дмитрий Таевский :: Все права защищены :: Любое воспроизводство представленной информации - только с разрешения автора