Предопределение

Концепция исходящей от бога детерминированности поведения человека и как следствие - его спасение или осуждение. Распространена в монотеистических религиях.

Концепция предопределения, согласно которой все существующее определяется в конечном счете волей бога, противоречит монотеистическому учению о свободе воли и ответственности человека за его вину, без которого оказывается невозможной религиозная этика, и потому является спорной и неоднозначной как в христианстве, так и в исламе и иудаизме.

Идея абсолютного предопределения появилась впервые у бл.Августина.

Концепция предопределения существенно различается в разных течениях христианства, иудаизма и ислама.

Еще до появления христианства, в иудаизме существенно различалось отношение к концепции предопределения. Ессеи стояли на позиции строгого предопределения, саддукеи - на позиции полной свободы воли, а фарисеи занимали компромиссную позицию.

В христианстве православная церковь не признает абсолютного предопределения и учит, что Бог хочет спасения всех, однако те люди, которые сознательно отвергают помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к погибели. Следовательно, предопределение относится лишь к последствиям зла, а не к самому злу.

В период Реформации концепция предопределения привлекла к себе внимание теоретиков протестантизма и была принята протестантами в трактовке бл. Августина.

В исламской теологии VIII - IX вв. шла острая полемика между джабаритами, учившими об абсолютном предопределении по воле Аллаха, и кадаритами, отстаивавшими свободу воли.