Иконоборчество

Религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX веков, направленное против культа икон, которые объявлялись идолами. Культ икон способствовал распространению мистического религиозного положения о возможности обращения к божественному через религиозные символы, о единстве двойственной природы Иисуса Христа. В 730 году император Лев III Исаврянин запретил культ икон, решив, что это вернет империи утраченные ей области, а евреи и мусульмане сблизятся с христианством. В 754 году культ икон был объявлен ересью.

К концу VIII - началу IX в. идеи иконоборчества распространились и в Западной Европе, однако были выражены там гораздо слабее. Яркими представителями западного иконоборчества были епископы Клавдий Туринский и Агобард Лионский, ярые противники иудаизма и поклонники бл.Августина. Западные иконоборцы не имели никакой поддержки ни со стороны народа, ни со стороны светских властей, но их идеи нашли свое отражение в церковном расколе 867 г., который привел христианство к разделению на Восточную и Западную церкви.

Иконоборцы не отвергали изображения креста, но отрицали любые человеческие изображения как на иконах, так и на кресте.

Однако использование лозунгов иконоборчества в антифеодальных выступлениях привело к изменению восприятия культа икон церковью и государством. На VII (II Никейском) вселенском соборе культ икон был восстановлен, а в 843 году окончательно утвержден.

Идеи иконоборчества были использованы протестантами в период Реформации.