Брахман

Санскр. - в древнеиндийской философии и умозрении высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Сам же он - вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений. Брахман свободен от качеств и действий, внеположен феноменальному миру и невыразим в положительных терминах и рамках какой-либо частичной логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно - немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, нерожденный, лишенный образа, безначальный, бесконечный. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрительными конструкциями, Брахман познается лишь высшей религиозной интуицией, лежащей в основе целостного опыта.

В текстах Вед понятие Брахмана относится скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрительная концепция универсального Брахмана впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Брахман становится единой абсолютной реальностью, исполненной высшего смысла. Трансцендентальный бог ранневедийской эпохи вводится в Брахман и становится имманентным ему. Вне Брахмана нет ничего, но все, что есть в бытии, в жизни, заключено в Брахмане, как в зародыше, из которого разворачивается весь явленный мир.

Истинная универсальность Брахмана достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании - учение о тождестве Брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и души. Реальность Брахмана является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).

Особенно интенсивно учение о Брахмане разрабатывалось в Адвайта-веданте. Согласно Шанкаре, Брахман - это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе все. По отношению к эмпирическому миру множественности Брахман выступает как творец, созидатель и разрушитель. С трансцендентальной же точки зрения, осознающей иллюзорность этого мира, Брахман предстает как абсолютное бытие, лишенное каких-либо атрибутов. Учение Шанкары о Брахмане - высшая точка в развитии этого понятия как образа абсолютного единства.

Рамануджа в ряде вопросов отступает от этой идеи в учении о самообнаруживающемся Брахмане в его соотношении с майей, об абсолютном единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и Брахмана, единству которого присущи различия.