Иудея, Палестина, Израиль

(история I века н.э. дается в церковном толковании, т.е. с допущением историчности Иисуса Христа)
Движение на Восток Александра Македонского затронуло иудеев, хотя политические последствия этого были незначительны. На жизнь иудеев большое влияние стали оказывать эллинистические тенденции, что привело к образованию партий в иудействе. Первосвященническое сословие стояло на стороне эллинистов, "благочестивые" твердо держались национальной обособленности и требований закона.
В середине II века до н.э. произошла попытка Антиоха IV Епифана насильственно эллинизировать иудейский народ. Ответом на его жестокую политику стал сильный подъем религиозного воодушевления и к восстанию под предводительством Маккавеев.
Начавшаяся внутри страны борьба за власть привела к образованию религиозно-политических партий. Хасиды преобразовались в фарисеев, а высшее пресвитерство - в саддукеев.
Продолжение борьбы между аристократической партией и демократическими фарисеями привело к вмешательству Рима. Осенью 63 года до н.э. Птолемей завоевал Иерусалим и заставил иудеев платить дань Риму. С этого момента политические проблемы Рима стали иметь значении и для Иудеи.
В этот период некоторую политическую власть над Иудеей удалось получить в Риме династии Асмонеев. Преемником последнего Асмонея стал идумеянин Ирод.
37 год до н.э. Ирод при поддержке Рима стал царем Иудеи. Правление Ирода вызывало недовольство иудейского народа.
Ирод умер в 4 году н.э., оставив после себя роскошные постройки - храмы, театры, акведуки. Его преемником на иудейском престоле стал его сын Архелай (с 4 по 6 год н.э.). Галилея (родина Иисуса Христа) и Перея были отданы сыну Ирода Антипе, который правил с 4 до 39 года н.э..
6 год н.э. Рим, недовольный распрями между сыновьями Ирода, передал управление Иудеей императорскому прокуратору.
70 год. Иерусалим завоеван Римом.