Австралия

У аборигенов Австралии существует божество-демиург, удалившееся высоко на небо, туда, где люди не могут его достать. Он покидает свою обитель только для участия в тайных инициационных обрядах.

В повседеневной жизни абориген обращается не к высшему божеству, а к культурному герою и самозародившимся существам периода "времени сновидений". Это небесные существа, которые могут свободно перемещаться между небом и землей. Они являются демиургами "второго творения", то есть теми, кто создал географический рельеф мира и населил его.

Важнейшую роль в жизни аборигенов играют обряды инициации и тайные действия кунапити и джангавуль, во время которых происходит передача определенной неизменной суммы мифологических знаний. Периодически такие обряды сопровождаются таинствами обрезания и ритуальных надрезов на теле.

Обряды, оформляющие переход к половому созреванию, у мальчиков более сложны и болезненны, чем у девочек, у которых они приурочены к первым месячным. Хотя обрезание не является обязательной процедурой, однако мальчик обязан пережить символическую смерть, сопровождаемую нанесением ритуальных ран, окроплением кровью и погружением в летаргический сон, во время которого он должен "вспомнить" священное происхождение мира.

Аналогичная схема ритуальных смерти и рождения присутствует в обряже инициации шамана. Претендента на должность шамана воображаемо убивает и оперирует сообщество мужчин-знахарей, заменяющих ему родные внутренние органы на вечные органы из минералов. Во время замены душа будущего шамана совершает путешествие на небо и в ад, после возвращения откуда он приобретает особые способности.

В большинстве мифических представлений, связанных с инициацией, важную роль играет Радужный Змей. В пустынях на западе Австралии неофитов "убивает" водяная змея Вонамби.

Из опасения, чтобы мужчины-знахари не завладели небесными кристаллами, на них наложен запрет на купание в водоемах, над которыми стоит радуга.

Смерть воспринимается аборигенами как результат злого колдовства. Погребальный ритуал включает в себя покарание предполагаемого убийцы. Умерший, как и шаман, совершает путешествие на небо, однако уже никогда не сможет воспользоваться своим физическим телом.