Вуду (Воду)

Общее название группы афрохристианских синкретических сект.

Секты Вуду появились на Гаити в XVIII в. в результате слияния верований черных рабов (в основном из Дагомеи) с католицизмом. Большое влияние на формирование культа оказало получение Гаити независимости, что привело к ее изоляции от стран Европы и замкнуло внутреннюю религиозность на себя. Особое развитие культ получил с приходом к власти в 1957 г. диктатора Франсуа Дювалье.

Вероучение Вуду объединяет элементы традиционных дагомейских культов и католицизма. Большинство вудуистов формально считаются католиками и совершают обряды Римско-католической церкви. Библия почитается, но, как правило, в культовой практике не используется. Христианские догматы в вуду практически не признаются.

Объектом поклонения являются дагомейские божества лоа (лоасы), приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Секты Вуду видят смысл жизни в общении с лоа с целью заручиться их расположением и получить ценную информацию. Для этого лоа требуют жертвоприношений.

Важное место в вероучении занимают хун - божества и обожествленные предки, выходцы из Лунных гор на границу Уганды и Руанды.

Вероучение вуду эзотерично, для познания его истинных целей требуется пройти несколько степеней посвящения. Высшие степени посвящения являются тайными.

Основная цель религиозной практики вуду - придание индивидууму внутренней гармонии, чему способствует контакт с божествами.

Культовая практика вуду очень сложна. Вудуисты делятся на унганов (мамбо, или жрецов) и мирян, которые в свою очередь делятся на неофитов и канцо (хунси) (посвященных). Церемония посвящения в вуду длится 3 дня, по истечении которых посвященному моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. Вудуисты считают, что после проведения обряда посвящения в посвящаемого вселяется лоа. В некоторых сектах вуду для проведения обряда используется кровь, обычно петушиная. Не исключается, что иногда, в особо важных случаях, в жертву приносят и людей, но прямых доказательств этого нет.

Роль жрецов в культе очень высока. Рядовых хунси в жрецы посвящают самые высшие посвященные, называемые папа-лист и мама-лист. У жрецов вуду отсутствует иерархия, существует лишь уважительное отношение посвященного к тому, кто его посвятил. Влияние жрецов на рядовых приверженцев вуду выходит за пределы религиозной сферы и распространяется на все стороны жизни, в том числе на медицинскую и юридическую практику.

Культовые церемонии вуду происходят в специальном помещении - хунфоре, или умфро. Хунфор представляет большую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины находится алтарь, на котором размещаются как вудуистские, так и католические символы. Также в хунфоре находятся своеобразные "приделы" - специальные комнаты для определенных лоа. В центре хунфора находится митан - столб, называемый дорогой богов, по которому во время службы якобы спускаются лоа.

Во время культовых церемоний унганы проводят кормление лоа для их умилостивления, принося в жертву различных животных. Мясо жертв частично съедается, а частично закапывается или разбрасывается.

Ритуал установления связи между людьми и богами проводится при помощи специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Во время ритуала в подготовленного вудуиста якобы вселяется лоа. Своими движениями этот человек показывает, какой конкретно лоа в него вселился, и унган может задавать ему вопросы или советоваться. Для введения в транс используется музыка специальных ритуальных барабанов.

Сектам вуду свойственна также практика колдовства, особенно черной магии. Во время магических сеансов совершаются попытки оживления умерших и превращения их в живых мертвецов - зомби, способных подчиняться оживившему их колдуну, но не имеющих внутренней жизни и мышления. Согласно вероучению вуду, каждый человек имеет две души, обладающие разными свойствами: "большой добрый ангел" (основа интеллекта и эмоциональной жизни) и "маленький добрый ангел" (основа для вселяющегося лоа). Считается, что колдуны вуду способны поймать "большого доброго ангела" и вселить обратно в мертвое тело.

Совершение культа не является тайным, но и не афишируется. Все церемонии проходят ночью в малодоступных местах.

К культу вуду на Гаити на конец XX в. принадлежало около 5 миллионов человек, хотя официально 98% гаитян исповедуют христианство. Число посвященных вудуистов - не более миллиона человек. Последователи вуду есть в странах Карибского бассейна, США, России. Количество сект вуду превышает 100.

В 2003 г. культ вуду признан на Гаити официальной религией, наряду с католицизмом.