Пятидесятники-унитарии (Благая весть, Евангельские христиане в духе апостолов, Иисусовцы, Пятидесятники-единственники, Смородинцы)

Группа пятидесятнических конфессий.

Пятидесятники-унитарии следуют учению о единственности Бога. По их представлениям, существует только одно, а не три лица Бога: единственным Богом является Бог-отец; Иисус Христос является лишь воплощением Бога-отца; Бог-Дух святой представляет собой не личность, а силу.

Пятидесятники-унитарии следуют крещению именем Иисуса Христа, описанному в Деяниях 2:38, которое они считают воплощением тринитарной формулы из Матфея 28:19, толкуя его как признание того, что Иисус-Сын является высшим проявлением монотеистического Бога, а не отдельной личностью в троичном Боге.

Идейно группа пятидесятников-унитариев оформилась 15 апреля 1913 г. в Лос-Анджелесе на собрании, проведенном канадским проповедником-ривайвалистом Р. Е.Мак-Алистером, крестившим новообращенных не по тринитарной формуле исторической христианской церкви, а во имя одного Иисуса. Формирование группы завершил проповедник Фрэнк Эварт.

В 1916 г. по идейным соображениям пятидесятники-единственники были исключены из Ассамблеи Бога. Другие традиционные пятидесятнические конфессии относятся к пятидесятникам-унитариям скептически и, как правило, их не признают.

Наиболее крупной организационной структурой этой группы является Международная Объединенная пятидесятническая церковь, созданная в 1945 г. в результате объединения разрозненных общин пятидесятников-унитариев. В России пятидесятники-унитарии известны под названием "единственники, "смородинцы" (по имени руководителя дореволюционной общины Н.П.Смородина), "евангельские христиане в духе апостолов", "иисусовцы", "Благая весть".

С 1913 г. и до 30-х годов XX в. пятидесятники-унитарии активно распространялись в России и имели общины практически во всех крупных городах Центральной и Южной России. В 1918 г. с личного разрешения В.И.Ульянова-Ленина в Петрограде был открыт первый молитвенный дом. В 30-е годы XX в. многие общины подверглись преследованию и принудительному слиянию с баптистами. В 50-е годы XX в. Российские баптисты и пятидесятники-унитарии заключили соглашение о ненавязывании друг другу взглядов даже на совместных службах.

В 2002 г. среди российских пятидесятников-унитариев произошел раскол, связанный с борьбой за лидерство.

Общая численность пятидесятников-унитариев на конец XX века - около 3 миллионов человек в более чем 25 тысячах общин; их количество в России к 1991 г. было незначительным, но к началу XXI в. деятельность значительно активизировалась.