Новохлысты

Секта, выделившаяся из христововерия в конце 80-х годах XIX в. Впервые появилась в Кубанской области.

Первым лидером и, очевидно, основателем секты был Евдоким Козин, решивший реформировать христововерческую идею и создать новую философскую систему, основанную на метемпсихической теории Платона. Вероучение новохлыстов опирается на человеческий разум и непосредственное откровение Божества. Священное писание и Священное предание отвергаются.

Новохлысты проповедуют пантеизм, называя его силой, внутренне пребывающей в каждой частице мира, от которой зависит существование жизни. Сущности бога, соединенного с миром и вне мира, не существует. Бог находится в каждом живом существе (то есть существе, обладающем от природы способностью дышать), но осознает себя как силу только в человеке.

До сотворения мира бог пребывал в виде безликой, аморфной силы, воодушевлявшей хаотическую массу. В момент творения мира напряжение божественной воли сформировало лицо бога, "подобно бабочке из личинки". Воплотившийся дух своим словом создал видимый мир. Троица, согласно учению новохлыстов, представляет собой дух, плоть и слово, откуда следует, что бог наделен плотью и антропоморфичен, но имеет большее, чем человек, могущество.

Адам, согласно теории новохлыстов, не является первым человеком. До Адама существовало много поколений людей, имевших затемненный (животный) разум. Адам же, созданный по облику и подобию бога, познал свою связь с богом и просветлил свой разум. От Адама пошел род благочестивых людей, воплотившихся в результате в новохлыстов.

Новохлысты отрицают учение о первородном грехе, т.к. дети согрешивших предков получили возможность соединения с Святым духом через просвещение словом.

Общехристианское учение о бесплотных духах новохлысты толкуют чисто физически, доказывая, что духи, лишенные плоти, должны сливаться воедино по общему физическому закону соединения частиц жидкостей и газов.

Новохлысты делят всех людей по тому, какие ангелы в них живут: видимые (собственно новохлысты), невидимые (люди, не принадлежащие к секте) и злые (новохлысты, не осуществляющие на практике учение секты).

Новохлысты отрицают теорию о перевоплощении Христа. Они считают, что Христос никогда не творил чудес, а носил в себе Святой дух только потому, что был новохлыстом. Сектанты не отрицают факт распятия Христа и даже толкуют имя "Христос" как "распятый". Воскресение Христа признается, но не телесное, а духовное, в душах его последователей. Считается, что во второе же пришествие Христа все люди, не принадлежащие к секте, должны погибнуть, сожженные своей совестью.

Новохлысты приняли теорию своеобразной реинкарнации. После смерти каждого приверженца секты его душа переселяется в другого сектанта, поэтому каждый новохлыст должен при своей жизни просветить и привлечь в секту другого человека, подготовив тем самым место для своей души. Души же особо богоугодных сектантов после смерти попадают сразу на небо и сверкают в виде звезд.

Новохлысты проводят связь между душами животных и людей, реализуя упрощенную теорию кармы, основным критерием которой принят уровень разумности. Они считают, что чем разумнее животное, тем на более высокой ступени стоит его душа, которая после смерти тела переходит в более совершенное состояние, имея в конечном итоге возможность воплотиться в человека. Душа обычного человека также переходит из тела в тело, пока не попадет в тело новохлыста. Из этой теории новохлысты выводят отрицание конца света, которого, при постоянном круговороте душ, быть не может.

Новохлысты соблюдают строгое вегетарианство, особо возражая против употребления яиц, т.к. в них зарождается будущая жизнь. Нравственное учение новохлыстов заключается в нескольких заповедях: не убивай делом и словом, не кради, не суди, не завидуй, оказывай помощь каждому, трудись и не гордись, просвещай других словом.