Лучинковцы

Секта в беспоповском течении старообрядчества. Относится к бегунскому толку. Зародилась в начале 70-х гг. XIX в. на Невьянском горном заводе Пермской губернии. К концу XIX в. центром течения лучинковцев стала деревня Федьковка Шурлинской волости Екатеринбургского уезда.

Название секты связано с тем, что сектанты вместо свечей употребляют лучину. Согласно вероучению лучинковцев, Антихрист наложил свою печать на все предметы богослужения, за исключением лучины. Печать Антихриста лежит также на деньгах; эта печать распространяется повсюду через деньги, а также другие клейменые предметы: весы, гири, меры, деньги, торговые патенты, а также разного рода заводские средства освещения. Лучина считается единственный угодным Богу кадилом, причем используется лишь вручную отломанная в лесу от березы.

Контактируя с бегунами, лучинковцы дополнили свою идеологию старым положением, что антихрист воцарился на Руси еще в 1666 г.

Среди лучинковцев считалось, "у кого больше дымит, того молва угоднее Богу". Основы вероучения совпадают с основными положениями бегунского толка: отрицание церкви, таинств, икон, власти. Кресты с титлой отвергаются и используются только без титлы. Светские и церковные законы лучинковцы считали сатанинскими. Категорически отвергаются паспорта. Приверженцы секты отличались крайним фанатизмом.

По наблюдениям современников, у лучинковцев периодически исчезали дети. Существовала народная молва, что лучинковцы и своих, и похищенных чужих детей используют для причащения младенческой кровью. Сами лучинковцы объясняли исчезновение детей желанием воспитать их вдали от мира, так как ими считается, что воспитанные на лоне природы младенцы не имеют никакого понятия о мире и его грехах и потому способны быть учителями.

Общины лучинковцев встречались еще в первой половине XX в., но затем, по всей видимости, они исчезли естественным путем.