Толстовство

Группа синкретических пантеистических сект христианского происхождения. Зародилась в конце 80-х годов XIX в. в русской крестьянской среде под влиянием идей духоборчества и учений Л.Н.Толстого. Окончательно сформировалась в начале XX в.

Фактический основатель и первый пропагандист толстовства - князь Дмитрий Хилков, распространивший учение в своем поместье в с.Павловках.

В основе вероучения толстовства - этика любви и непротивления злу насилием. Имея христианскую основу, оно включает элементы язычества, буддизма, ислама, индуизма. Основные христианские догматы отвергаются: отрицается Троица, божественность Христа, догматы о первородном грехе и бессмертии души. Единственной святыней считается человеческая жизнь. Реальность существования Христа признается, но лишь как одного из пророков. Почитаются основные заповеди, изложенные Л.Н.Толстым: "не противься злу", "не судись", "не клянись", "не воруй", "не прелюбодействуй".

Толстовство произвольно толкует Евангелие, отвергая остальные книги Библии. Признаются священными некоторые религиозные книги Л.Н.Толстого.

Изначально вероучение толстовцев не представляло строгого единства, отличалось полной неопределенностью и разномыслием. В целях сохранения единства верования и миропонимания среди толстовцев руководителями основных толстовских сект был составлен особый катехизис, в котором базовые основы вероучения толстовцев были объединены с некоторыми положениями вероучения молокан и духоборов.

Культовая практика основана на идее нравственного совершенствования человека. Практически всеми толстовцами принято вегетарианство. Элементы культовой практики существенно различаются в разных сектах. Толстовцы отказываются от службы в армии и уплаты налогов. Богослужебная практика отсутствует.

В 90-х годах XIX в. - начале XX в. в толстовстве возникало множество мелких общин, состоящих из интеллигенции, которые существовали незначительное время быстро распадались.

В 1897 г. миссионерский съезд в Казани признал толстовство сектой. Позднее толстовство было отнесено к числу наиболее вредных и опасных сект как в религиозном, так и в государственном отношении.

До 1917 г. толстовство систематически преследовались светскими и церковными властями. После 1918 года толстовцы активно помогали русским эмигрантам.

Несмотря на то что Толстого было принято называть "зеркалом русской революции", сталинисты воспринимали толстовцев как врагов народа.

Вскоре после формирования толстовства оно разделилось на две основные группы: "светлые толстовцы" и "темные толстовцы", которые просуществовали до 1945 г., подвергаясь репрессиям, после чего практически исчезли, за исключением незначительных групп за пределами России. Единственной на конец XX в. сектой в России, формально исповедующей основные идеи классического толстовства, является "Церковь Льва Толстого".

К концу XX в. последователи толстовства сохранились в Европе, США, Японии, Индии.

Существенно отличающееся от изначального толстовства течение неотолстовцев существует до настоящего времени, число его приверженцев на конец XX в. не превышало 500 человек.