Стригольничество (Новгородско-псковская ересь)

Хронологически первая из русских христианских ересей. Возникла в новгородских и псковских землях в 1371 г. Идеолог и руководитель секты - некий дьяк Карп.

Достоверная информация о стригольничестве практически отсутствует, т.к. сочинения идеологов движения были уничтожены властями. О течении можно судить только по полемическим летописным документам, направленным против стригольников. Церковные критики стригольничества связывали их идеологию, как правило, либо с иудаизмом, либо с католицизмом.

В основе вероучения стригольников - недовольство развращенностью православной церкви, обвинение духовенства в симонии, и как следствие полное отрицание существующей церкви, всей ее структуры, иерархии, обрядности, церковных таинств (за исключением покаяния, которое полагалось делать в землю, а не священнику) и, в радикальных направлениях - отдельных элементов вероучения, в частности догмата о воскрешении.

Стригольники считали недостоверным священное предание, утверждая, что под христианской церковью следует понимать только церковь, сохранившую полные апостольские традиции. Евангелие толковалось буквально.

В идеалах первоначального христианства стригольники видели право любого человека быть учителем веры, независимо от принадлежности к духовенству. Проповедь являлась не только правом, но и обязанностью любого верующего, ведущего достойный образ жизни.

В 1375 г. лидеры стригольничества Карп и Никита были осуждены и в 1376 г. утоплены по приказу властей в р.Волхов. После их смерти деятельность стригольников практически прекратилась, но с начала XV в. вновь возобновилась в Новгороде и Пскове.

Для решения проблемы стригольничества в Новгороде был созван церковный собор, где против еретиков выступал митрополит Московский Киприан, а также представители Константинопольского патриархата. На основе решения собора светские власти Новгорода предприняли жесткие репрессии против стригольников.

В 1427 г. московский митрополит Фотий отправил в Псков две грамоты, направленные на повышение духа православия. Под влиянием этих грамот в рядах стригольников были произведены аресты, после чего деятельность секты прекратилась окончательно.

Современные исследователи расходятся во мнениях относительно происхождения названия ереси. Наиболее распространенными точками зрения является наличие особой стрижки у последователей ереси (возможно, католической тонзуры) либо статус основателя ереси, дьяка Карпа, после отлучения - расстрига, или "стригольник".